Использование средств музыкального фольклора в работе с одарёнными детьми

Забота о подрастающем поколении всегда была одной из важнейших областей жизнедеятельности человека. Наиболее остро в этой области встаёт вопрос обучения и воспитания одарённых детей. Не случайно последние десятилетия мы наблюдаем появление множества новых концепций, подходов и методов в этой сфере. Большинство учёных – исследователей и практиков в этой области признают, что основой в работе с одарёнными детьми могут и должны стать художественные ценности традиционной культуры народа, фундаментом которой является фольклор.

Сопровождая и поддерживая наших предков в течение всей жизни, становясь, по сути, самой жизнью, музыкальный фольклор, с присущей ему синкретичностью, отразил самую сокровенную глубину души русского человека. Издревле заботливая мать убаюкивала своего малыша колыбельными песнями, развлекала потешками и прибаутками, игрой в шаркунок или ложки. Незатейливая, но в то же время красивая в своей простоте и эмоционально насыщенная мелодия несла ещё не разумеющему слов младенцу заряд любви и душевной чистоты. Подрастая, ребёнок познавал мудрость предков, учился жизни посредством народных игровых традиций и детского фольклора. И, наконец, приобщаясь к взрослой трудовой деятельности, подросток теснее соприкасался и с неповторимым национальным искусством, дающим ему возможность почувствовать себя частью природы, красоты и тайного смысла всего мироздания, полноправным представителем своего народа.

В наши дни, увлекаясь поисками новых форм и методов обучения и воспитания детей, мы нередко забываем о бесценном кладезе простых и естественных средств народной педагогики. Работа в сфере дополнительного образования в области приобщения городских детей и подростков к традиционной культуре позволяет мне видеть огромные возможности музыкального фольклора в деле выявления одарённости детей и развития их творческих способностей.

Образовательная программа фольклорного отделения детской школы искусств №2 г. Сарова воплощает в себе идеи соединения эстетических идеалов народной педагогики с современной личностно ориентированной педагогической технологией, ставящей в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализации её природного потенциала. Отражая традиционную синкретичность искусства наших предков, программа носит комплексный характер с элементами межпредметной интеграции. Мы постарались максимально сбалансировать в образовательном процессе такие основные элементы традиционной культуры, как пение, танец, инструментально-исполнительское искусство, игровые и обрядовые действия. Использование ряда уровней сложности обучения на каждом предмете и применение специализации в соответствии с психофизическими особенностями учащихся позволяет создать условия для обучения и воспитания детей различного возраста, предварительной музыкальной и физической подготовки, выявления одарённости и развития их уникальных способностей, а так же общего культурного развития.

Во всём мире психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одарённости, в основном придерживаются того мнения, что одарённость ребёнка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими его выдающиеся способности, потенциальные возможности и реальные достижения. Чаще всего одарённость характеризуется опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

Говоря об опережающем развитии познания, следует отметить, что одарённых детей отличает способность в раннем возрасте прослеживать причинно-следственные связи и делать собственные выводы. Они способны заниматься несколькими делами сразу, активно исследуя окружающий мир.

Наши ученики, осваивающие в комплексе предметы фольклорного отделения, имеют возможность не только научиться народной манере пения, народному танцу и игре на русских народных музыкальных инструментах, но и в полной мере проявить свои творческие способности. Изучение традиционной культуры даёт возможность одарённым детям удовлетворить потребности в пополнении словарного запаса. Они с удовольствием открывают для себя значения необычных, старинных, вышедших из постоянного обихода слов. Народные игры, требующие активизации умственных способностей, так же способствуют выявлению одарённых детей. Талантливые дети обычно обладают отличной памятью. Занятия музыкальным фольклором требует одновременного включения самых разнообразных видов памяти: зрительной, слуховой, тактильной, образной. Свои исследовательские наклонности одарённый ребёнок может реализовать и на уроках общей теоретической направленности, выполняя творческие, социально направленные задания преподавателя по предмету «Народное творчество».

В сфере психосоциального развития одарённым детям свойственно повышенное чувство справедливости. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим. Талантливые дети часто страдают от социального неприятия их со стороны сверстников, что формирует в них негативное восприятие самих себя.

Решать подобные проблемы помогает широкое применение в процессе обучения и воспитания учащихся фольклорного отделения принципов педагогики сотрудничества.

Участвуя в подготовке и проведении театрализованных праздников, инсценировках сказок, песен, старинных обрядов, ребёнок получает шанс оценить свои поступки со стороны, иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких ему людей. Исполнение детьми ярких, красочных народных песен и танцев являет собой своеобразное упражнение в изображении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи и голоса, уникальные по своему воздействию этюды по психогимнастике. Одной из наиболее важных черт для внутреннего равновесия одарённого человека является хорошо развитое чувство юмора. Изучение таких жанров детского фольклора, как потешек, небылиц, перевёртышей, помогает развитию чувства юмора, созданию своеобразного щита для тонкой психики одарённого ребёнка. Эмоционально осваивая мир взаимоотношений, развивая чувственную сферу восприятия собственного окружения, ребёнок готовится к более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни.

Касательно физических данных одарённых детей, множество проводимых во всём мире исследований показало, что тонкая моторная деятельность, навыки ручной работы и координации между зрительным восприятием и механическим действием связано более с возрастом ребёнка.

В этой сфере музыкальный фольклор предоставляет, пожалуй, ни с чем несравнимые возможности. На занятиях по освоению фольклорной хореографии и приобретению навыков инструментального исполнительства дети реализуют потребности в тренировке двигательных функций, координации движений и мелкой моторике. Выполнение самых разнообразных физических действий, соответствующих индивидуальным возможностям учеников, направленных на компенсацию часто проявляющихся у одарённых детей неровностей в развитии, позволяют добиться отличных результатов и избежать возможного отвращения к некоторым основным навыкам, которое может остаться у ребёнка на всю жизнь.

Таким образом, процесс освоения традиционной культуры, позволяет выявить яркие индивидуальные способности ребёнка, предоставляет возможность реализовать психосоциальные потребности одарённых детей, проявить и развить их физиологические умения и навыки. Кроме того, изучая народные песни и танцы, традиции и обряды предков, приобретая навыки игры на старинных музыкальных инструментах и знакомясь с современными интерпретациями народной музыки, ребёнок постигает на себе связь времён, ощущает собственную сопричастность с великой историей своего народа.