Индивидуальные занятия

ind2Программа дает учащимся возможность приобрести навыки игры на большинстве музыкальных инструментов фольклорной традиции на различных уровнях: от начальных навыков сольного исполнительства до углубленного освоения приемов и способов игры на одном из музыкальных инструментов, используемых в современном народно-исполнительском искусстве.

Первый уровень – ознакомительный – реализуется на первом году обучения и содержит четыре раздела, соответствующих различным группам русских народных инструментов, как то: ударные, духовые, струнные и гармоники.

Второй уровень – специализированный - реализуется на втором и третьем годах обучения и закладывает основы исполнительского мастерства на одном из русских инструментов, в объеме, необходимом для обеспечения выразительного музыкально-художественного исполнения.

Индивидуализация учебного процесса достигается посредством выбора для каждого учащегося, в соответствии с его психофизическими особенностями и предварительной подготовкой, оптимального уровня, темпа обучения и последовательности его отдельных этапов.

Формой учебной работы по предмету «Музыкальный инструмент» является: для ознакомительного уровня – урок в виде индивидуального или мелкогруппового (2-3 человека) практического занятия по теме одного из разделов (1 час в неделю); для специализированного уровня – урок в виде индивидуального практического занятия (1 час в неделю).

Программа фольклорного отделения предусматривает возможности увеличения количества занятий на специализированном уровне за счет перераспределения часов, отведённых на предмет по выбору и составления индивидуального плана обучения в соответствии с музыкальными способностями и психофизическими особенностями учеников.

В учебном процессе возможно использование самых разнообразных традиционных и современных методов, однако все они должны отвечать специфике условий обучения на фольклорном отделении ДШИ, а именно:

  • ограниченное время проведения индивидуальных занятий;
  • отсутствие возможности полноценных домашних занятий на музыкальном инструменте;
  • необходимость достижения максимальной скорости и прочности усвоения знаний и навыков;
  • создание условий для самостоятельной творческой деятельности на основе полученных знаний.

Наиболее близка к решению поставленных задач методика комплексного обучения профессора С. Мальцева, основанная на теории выдающегося психолога П.Я. Гальперина.

ind1Содержание обучения.

Первый год обучения

Индивидуальные занятия (34 часа).

  1. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и историей исполнительства по группам: а) ударные; б) струнные; в) духовые; г) гармоники.
  2. Воспитание чувства ритма в ходе выполнения практических заданий на соотношение метра и ритма.
  3. Изучение ритмической стороны нотной записи в процессе приобретения навыков игры на различных ударных инструментах.
  4. Постановка дыхания, необходимого для качественного извлечения звука на духовых инструментах.
  5. Воспитание слухового самоконтроля.
  6. Изучение звуковысотного аспекта нотной записи в процессе освоения духовых инструментов фольклорной традиции.
  7. Изучение нотной грамоты и элементарной теории музыки в процессе приобретения начальных навыков игры на различных струнных народных инструментах и гармониках.
  8. Приобретение начальных навыков чтения нот с листа.
  9. Работа над основными приемами и способами игры на различных русских народных музыкальных инструментах в ходе знакомства с инструментальной музыкой фольклорной традиции, а также её современной интерпретацией.
  10. Выполнение творческих заданий на закрепление полученных специальных знаний и умений.
  11. Приобретение начальных навыков музыкально-художественного исполнения в процессе игры в ансамбле с преподавателем или сокурсником.

Второй год обучения.

Индивидуальные занятия (34 часа).

  1. Постановка исполнительского аппарата, формирование правильной посадки, освоение основных технических приемов игры на инструменте.
  2. Приобретение навыка исполнения различных штрихов, освоение позиций в процессе выполнения упражнений и изучения музыкальных произведений различного характера.
  3. Развитие координации движений во время игры на музыкальном инструменте.
  4. Усвоение принципа аппликатуры в гаммах и арпеджио, различных видах смены позиций.
  5. Исполнение систематических и эпизодических упражнений, направленных на развитие техники музыканта.
  6. Исполнение гамм различными длительностями, штрихами, ритмическими фигурами в умеренном темпе.
  7. Этюды на различные виды техники.
  8. Разучивание пьес фольклорной традиции.
  9. Развитие навыков чтения нот с листа в процессе знакомства с русской народной инструментальной музыкой.
  10. Приобретение начальных навыков подбора по слуху.
  11. Выполнение творческих заданий на сочетание различных жанров традиционной культуры.
  12. Развитие способности самоанализа.

Третий год обучения.

Индивидуальные занятия (34 часа).

  1. Продолжение работы над постановкой исполнительского аппарата в ходе изучения оригинального репертуара.
  2. Выполнение заданий, развивающих творческое мышление, в процессе работы над содержанием музыкального произведения.
  3. Развитие навыков чтения нот с листа, подбора по слуху.
  4. Приобретение начальных навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением.
  5. Овладение средствами выразительности в процессе знакомства с музыкальными произведениями различных стилей и эпох в переложении для народных инструментов.
  6. Развитие технических способностей.
  7. Исполнение гамм, арпеджио, аккордов с перемещением и обращением.
  8. Этюды на различные виды техники.
  9. Самостоятельный разбор несложных пьес.
  10. Разучивание пьес различных по форме, характеру, стилю в технике исполнения.
  11. Приобретение опыта игры на музыкальном инструменте в сочетании с пением, танцем.
  12. Работа над исполнительским репертуаром для публичных выступлений.