Инструментальный ансамбль

ans1Формой учебной работы по предмету «Инструментальный ансамбль» является: урок в виде группового (6-24 человек) практического занятия (1 час в неделю).

Программа фольклорного отделения предусматривает возможности увеличения количества занятий за счет перераспределения часов, отведённых на предмет по выбору. Для повышения эффективности занятий инструментального ансамбля возможно разделение курса учащихся на группы.

Отражая синкретический характер традиционной культуры, программа включает в себя элементы межпредметной интеграции.

Данная программа широко применяет принципы педагогики сотрудничества, характеризующиеся направленностью на индивидуальное развитие нравственных и творческих качеств личности учащихся.

Для решения задач учебной программы необходимо использовать:

  1. Проблемные и занимательные задания на основе лучших образцов народного инструментального творчества. Применение наглядных средств обучения, современного технического оснащения учебного процесса, а также заданий, имеющих практическое значение и способствующих переживанию учащимися чувства успеха.
  2. Систематические задания, формирующие творческое мышление учащихся (комбинирование учебного материала, определение причинно-следственных связей, планирование и выполнение практической деятельности).
  3. Распределение объема индивидуальной и групповой форм учебной работы, темпа и последовательности этапов обучения, а также составление индивидуальных планов обучения на специализированном уровне.
  4. Построение репертуарного плана на межпредметном уровне по принципу дополнения в соответствии с общей тематикой курса фольклорного отделения.
  5. Задания на самостоятельное планирование учащимися отдельных вопросов и тем, выбор материала, самостоятельную работу над музыкальным произведением по заданному алгоритму и анализу полученных результатов.
  6. Применение развивающих моделей образования в процессе освоения учебного материала (теория содержательных обобщений В.В. Давыдова, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина), самых разнообразных форм и методов учебной работы.
  7. Систематический контроль успеваемости учащихся посредством выставления текущих оценок и проведения зачетно - экзаменационных мероприятий.

Содержание обучения.

Первый год обучения

Инструментальный ансамбль (34 часа).

  1. Знакомство с русской народной инструментально - ансамблевой музыкой фольклорной традиции.
  2. Воспитание чувства ансамбля в процессе коллективных практических занятий.
  3. Приобретение начальных навыков игры в ансамбле на инструментах фольклорной традиции.
  4. Работа над координацией движений.
  5. Выполнение систематических упражнений, развивающих музыкальные способности учащихся.
  6. Разучивание пьес различного характера фольклорной традиции.
  7. Выполнение творческих заданий на основе изученного материала.
  8. Приобретение начальных навыков игры на музыкальных инструментах в сочетании с движением.

Второй год обучения.

Инструментальный ансамбль (34 часа).

  1. Знакомство с оркестровыми разновидностями русских народных инструментов и историей ансамблевого и оркестрового исполнительства.
  2. Закрепление навыков игры на музыкальных инструментах фольклорной традиции, привитие ансамбля в процессе освоения репертуара для унисонного ансамбля.
  3. Приобретение начальных навыков игры на оркестровых разновидностях русских народных инструментов в однородном по составу ансамбле.
  4. Изучение особенностей нотной записи для ансамбля русских народных инструментов.
  5. Выполнение коллективных упражнений, обеспечивающих правильное понимание дирижерского жеста и слуховой самоконтроль.
  6. Освоение различных способов звукоизвлечения в процессе игры в различных функциональных группах ансамбля.
  7. Выполнение творческих заданий, помогающих овладению средствами музыкальной выразительности.
  8. Развитие навыков чтения нот с листа.
  9. Развитие творческих качеств учащихся в процессе знакомства с традиционным и современным искусством ансамблевого исполнительства.
  10. Разучивание пьес в унисонном ансамбле музыкальных инструментов фольклорной традиции.
  11. Пьесы для однородного по составу ансамбля.
  12. Пьесы различного характера для смешанного ансамбля.

ans2Третий год обучения.

Инструментальный ансамбль (34 часа).

  1. Продолжение знакомства с русской народной инструментальной музыкой и ее современной интерпретацией.
  2. Развитие навыков игры на русских народных инструментах в смешанном по составу ансамбле.
  3. Воспитание творческого отношения к исполнительской деятельности в процессе освоения репертуара.
  4. Приобретение начальных навыков музыкальной импровизации.
  5. Приобретение опыта игры на музыкальных инструментах в сочетании с пением, танцем, обрядовыми действиями.
  6. Исполнение эпизодических и систематических упражнений на развитие ансамблевой техники.
  7. Музыкальных произведения аккомпанирующего характера.
  8. Разучивание обработок русских народных песен или танцев.
  9. Оригинальные произведения для ансамбля русских народных инструментов или переложения классической музыки.
  10. Произведения композиционного характера (т.е. предполагающие сочетание инструментальной музыки и танца, пения и т.д.).
  11. Подготовка исполнительского репертуара для публичных выступлений.